УПРАВЛЕНИЕ БОЛЬШИМИ СИСТЕМАМИ
на главную написать письмо карта сайта

ќ теории управлени€ организационными системами в двух словах

„ем отличаетс€ управление человеком, коллективом от управлени€ самым сложным техническим объектом? ќтличий, безусловно, много, но можно выделить основные, порожденные спецификой человека как объекта управлени€ – его активностью.

ѕервое отличие Ц это способность человека к самосто€тельному целеполаганию.

¬торое Ц способность самосто€тельно выбирать действи€, в частности Ц сознательно искажать информацию (если это ему выгодно) и/или не выполн€ть планы, оп€ть же если это ему выгодно.

“ретье отличие Ц способность к рефлексии относительно собственной де€тельности и де€тельности других субъектов, в том числе Ц возможность прогнозировани€ их поведени€.

«адачи управлени€ людьми и коллективами решаютс€ в рамках различных научных школ управлени€ организационным поведением. ¬ состав типичных задач вход€т: обеспечение необходимой мотивации исполнителей, согласованна€ с ними выработка управленческих решений, рациональное распределение ограниченных ресурсов в услови€х неопределенности и т.п.

–егламентаци€ управленческой де€тельности осуществл€етс€ с помощью механизмов управлени€ Ц процедур прин€ти€ управленческих решений. ≈сли необходимо иметь надежный механизм управлени€ организационным поведением, то этот механизм должен быть устойчив (защищен) по отношению к перечисленным выше действи€м (искажение информации, невыполнение планов и др.).

Ѕезусловно, хотелось бы, чтобы в обществе и в организаци€х действовали так называемые правильные механизмы Ц обеспечивающие согласование интересов всех членов общества/организации и побуждающие их сообщать достоверную информацию. »меющийс€ практический опыт использовани€ теории управлени€ организационными системами показывает, что внедрение их в практику управлени€ Ц посильна€ задача. ѕросто нужно знать эти механизмы и уметь конструировать из них эффективные системы управлени€ организационным поведением.

ѕроцесс прин€ти€ руководителем управленческих решений заключаетс€ в том, чтобы в каждой конкретной ситуации выработать некоторое решение (рис. 1).

intro1.gif

–ис. 1. ѕроцесс прин€ти€ управленческих решений

 онечно, желательно, чтобы это решение было «хорошим», научно говор€ Ц оптимальным. Ќо что имеет руководитель дл€ того, чтобы прин€ть оптимальное решение? —овременный менеджмент предлагает руководителю набор лучших практик (best practices) Ц решений, прин€тых другими руководител€ми в некоторых типовых ситуаци€х и оказавшихс€ эффективными (в этих ситуаци€х!). Ќо дл€ конкретного руководител€ веро€тность встретить в своей практике ситуацию, точно совпадающую с описанной в учебнике по менеджменту, крайне мала. ¬ыход Ц проанализировать возможные варианты (допустимые решени€) и их последстви€, после чего выбрать наилучшее.

Ќо, дл€ того чтобы руководитель мог прогнозировать последстви€ принимаемых решений, ему нужно знать реакцию на них его подчиненных. Ђѕодчиненныйї (человек, группа, коллектив), точно так же, как и руководитель, обладает свойством активности Ц имеет свои предпочтени€ и интересы, то есть тоже принимает решени€ о выбираемом действии (рис. 2). ƒл€ него элементом Ђситуацииї €вл€ютс€ решени€ руководител€.

intro2.gif

–ис. 2. ѕроцесс прин€ти€ решений подчиненным


“аким образом, получаем упрощенную схему взаимодействи€ руководител€ и подчиненного, приведенную на рис. 3.

intro3.gif

–ис. 3. —хема взаимодейств舆руководител€ и подчиненного†

—ледовательно, руководитель должен прогнозировать поведение подчиненных как реакцию на то ли иное управленческое решение. ¬заимодействие, приведенное на рис. 3, представл€ет собой Ђзамкнутый кругї. ѕодставим вместо руководител€ механизм управлени€ Ц процедуру прин€ти€ им управленческих решений (на входе этой процедуры Ц действие подчиненного и внешн€€ ситуаци€, на выходе Ц конкретное управленческое решение). ѕолучим структуру, приведенную на рис. 4, в рамках которой механизм управлени€ детерминирует управленческие решени€, принимаемые руководителем.

intro4.gif

–ис. 4. ћеханизм управлени€

»скусство управлени€, условно говор€, заключаетс€ в том, чтобы добитьс€ от подчиненных требуемых действий. «начит, необходимо выбрать такой механизм управлени€, при котором подчиненные выбирают требуемые дл€ руководител€ †действи€. —делать это можно, сначала решив задачу анализа: име€ модель поведени€ подчиненного, найти, какие действи€ он будет выбирать при том или ином механизме управлени€. ј затем, име€ решение задачи анализа, решить задачу синтеза Ц поиска механизма, привод€щего к нужным действи€м подчиненных.

»ѕ” –јЌ © 2007. ¬се права защищены