по теории управления организационными системами
Абстрагирование – процесс формирования образов реальности
(представлений, понятий, суждений) посредством
отвлечения и пополнения, то есть путем использования (или усвоения) лишь части из
множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих
данных.
Агент (agent) – 1) управляемый субъект
(например, человек, или коллектив, или организация; 2) в теоретико-игровых моделях
– игрок, делающий ход вторым при известном ходе центра.
Агрегирование (aggregation) – процесс
объединения каких-либо однородных показателей (величин) с целью получения более общих, обобщенных показателей (величин).
Адекватный (adequate) – равный, тождественный, вполне
соответствующий.
Активный прогноз (active forecast) – целенаправленное сообщение информации о
будущих значениях параметров, зависящих от состояния природы и/или действий агентов (прогноз – как средство управления).
Активный элемент (agent) – субъект
(индивидуальный или коллективный), обладающий свойством
активности.
Активная система (active system) – система,
хотя бы один элемент которой обладает свойством активности.
Активность (activity) – всеобщая характеристика живых существ, их
собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно
важных связей с окружающим миром, в узком смысле – способность к
самостоятельному выбору определенных действий (включая выбор состояний, сообщение информации и
т.д.).
Актуальность – важность, существенность
для настоящего времени.
Альтернатива (alternative) – вариант, одна из двух или
более возможностей; то, что можно иметь, использовать и т.д. вместо чего-то
еще. На множестве альтернатив осуществляется выбор.
Анализ (analysis) –
процедура мысленного или реального расчленения предмета, явления, процесса или отношения между предметами на части и установление отношений между
этими частями.
Аналогия – сходство предметов
(явлений, процессов
и т.д.) в каких-либо свойствах.
Анонимный механизм (anonymous mechanism) – процедура принятия решений (механизм), симметричная относительно перестановок агентов.
Бинарное отношение (binary relation) над некоторым множеством – совокупность
упорядоченных пар элементов этого множества.
Веерная
структура – двухуровневая линейная структура.
Вид – класс предметов,
который входит в объем более широкого класса предметов, называющегося родом.
Вид
неопределенности – интервальная неопределенность, вероятностная неопределенность, нечеткая неопределенность.
Внешняя среда (environment) – совокупность предметов и субъектов, явлений и процессов, не
входящих в рассматриваемую систему, но
взаимодействующих с ней. Синоним – "окружающая
среда".
Выбор (choice) –
операция, входящая во всякую целенаправленную деятельность и состоящая в целевом
сужении множества допустимых альтернатив (обычно, если
позволяют условия, – до одной альтернативы).
Вырожденная структура – структура, в которой отсутствуют связи между участниками организационной системы.
Гарантирующая стратегия (guaranteeing strategy) – выбор
игроком действия, обеспечивающего ему максимальный гарантированный результат.
Гипотеза (hypothesis) –
предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно;
предположение, истинность которого не очевидна.
Гипотеза благожелательности (hypothesis of benevolence) – предположение, что из
множества одинаково предпочтительных со своей точки
зрения альтернатив субъект (агент) выбирает альтернативу, наиболее предпочтительную
для центра.
Гипотеза детерминизма (hypothesis of deterministic behavior) – предположение, что субъект стремится устранить с учетом всей имеющейся у него информации существующую неопределенность
и принимать решения
в условиях полной информированности.
Гипотеза индикаторного поведения (hypothesis of indicative behavior) –
предположение о поведении участника динамической организационной системы, в соответствии с
которым в каждом периоде он делает в пространстве действий «шаг» в направлении
своего действия, которое было бы
оптимальным при обстановке, сложившейся в
предыдущем периоде.
Гипотеза независимого поведения (hypothesis of independent behavior) – предположение, что каждый субъект производит выбор своего действия независимо от выбора других субъектов.
Гипотеза рационального поведения (hypothesis of rational behavior) – предположение, что субъект
(агент или центр) с учетом всей имеющейся у него информации
выбирает действия, которые приводят к
наиболее предпочтительным результатам деятельности.
Гипотеза слабого влияния (hypothesis of slight influence) – предположение, что действия отдельного субъекта
практически не влияют на определенные параметры организационной системы.
Глубина рефлексии (reflexivity depth) – см. «ранг рефлексии».
Горизонт планирования (planning horizon) – число будущих периодов
времени, для которых определяются планы при управлении
динамической организационной
системой.
Граф рефлексивной игры (reflexive game graph) – граф, вершины которого соответствуют реальным
и фантомным агентам, и в каждую
вершины входят дуги (их число на единицу меньше числа реальных агентов),
идущие из вершин-агентов, от действий которых в информационном равновесии зависит
выигрыш данного агента.
Группа (group) –
совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п.
Дальновидность (far-seeing) –
свойство субъекта учитывать будущие
последствия принимаемых сегодня решений.
Двухшаговый метод (two-step method) – метод решения задачи
управления, при использовании которого на первом шаге для
каждого вектора действий агентов
ищется минимальное управление
(стимулирование), его реализующее (то есть должны
выполняться условия согласования и индивидуальной рациональности), а
на втором шаге решается задача оптимального
согласованного планирования.
Действие (action) – 1) произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате,
то есть процесс, подчиненный осознаваемой цели; акт деятельности,
направленный на достижение конкретной цели; 2) в теоретико-игровых
моделях – результат выбора агента.
Декомпозиция (decomposition) – операция разделения целого
на части с сохранением признака подчиненности, принадлежности.
Дележ (allocation) –
распределение между игроками (в кооперативной
игре) выигрыша максимальной коалиции, дающее каждому игроку больше
его индивидуального выигрыша.
Децентрализующие множества (decentralization sets) – набор множеств, зависящих
от действий оппонентов.
Деятельность (activity) – специфическая человеческая форма
отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах
людей.
Динамическая организационная система (dynamic organization) – организационная система, в которой участники принимают решения
многократно (последовательность выбора стратегий,
характерная для статических систем, повторяется, как минимум, несколько раз –
см. "игра
повторяющаяся").
Доминантная стратегия (dominant strategy) – выбор
игроком действия, которое при любой обстановке игры обеспечивает ему
максимум целевой функции.
Допустимое множество (feasible set) – множество действий или управлений и т.д., удовлетворяющее всем ограничениям.
Единый (unified) –
общий, объединенный.
Задача (problem) –
то, что требует исполнения, решения; данная в определенных конкретных условиях цель деятельности.
Задача планирования (planning problem) – 1) задача определения оптимальных планов; 2) задача определения оптимальной процедуры планирования.
Задача рефлексивного управления (reflexive management problem) – задача определения оптимального рефлексивного управления.
Задача стимулирования (incentive problem) – задача определения оптимальной функции стимулирования (игра Г2 с побочными
платежами).
Задача
управления (management problem) – задача определения оптимального управления.
Заказ (order) – осознанная общественная
или персонифицированная необходимость изменений и формулировка требований к
этим изменениям.
Знак (sign) –
1) сигнал, имеющий конкретное значение, воспринимаемое человеком;
2) реальная модель абстрактного
понятия.
Знание (knowledge) – результат процесса познания
действительности, адекватное ее отражение
в сознании.
Игра (game) –
1) взаимодействие сторон, интересы которых не
совпадают; 2) вид непродуктивной деятельности,
мотив которой заключается не в ее результате,
а в самом процессе.
Игра антагонистическая (antagonistic game) – игра,
в которой сумма выигрышей игроков постоянна при любой ситуации
игры.
Игра Г1 (Stackelberg game) – иерархическая игра, в которой центр не рассчитывает наблюдать выбор
агента (игра Штакельберга).
Игра Г2 – иерархическая
игра, в которой стратегией центра является отображение множества
допустимых действий агентов во множество своих допустимых действий.
Игра кооперативная (cooperative game) – игра,
в которой игроки могут действовать совместно (согласовывать свои действия, обмениваться информацией,
полезностью и т.д.)
Игра некооперативная (noncooperative game) – игра, в которой игроки не могут действовать совместно.
Игра в нормальной форме (normal form game) – представление игры
в виде множества игроков, выбирающих действия однократно, одновременно и независимо,
их целевых функций и допустимых множеств в условиях общего знания.
Игра в развернутой форме (extensive form game) – представление игры
в виде дерева, вершины которого соответствуют ситуациям
игры.
Игра повторяющаяся – игра, в которой характерная для однопериодной игры (см.
"игра в
нормальной форме") последовательность выбора
стратегий повторяется, как
минимум, несколько раз.
Игра с непротивоположными интересами (nonantagonistic game) –
неантагонистическая игра.
Иерархическая игра (hierarchical game) – игра
с фиксированной последовательностью ходов – между центрами
и агентами, в которой центры
обладают правом первого хода.
Иерархия (hierarchy) –
принцип структурной организации
сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении
взаимодействия между уровнями в порядке от высшего к низшему.
Индивид (individual) – отдельный человек; особь, каждый отдельно существующий организм (индивидуум).
Индивидуальная рациональность (individual rationality) – свойство субъекта принимать решения, которые обеспечивают ему полезность, не меньшую той, которую он может получить, отказавшись принимать какие-либо решения.
Индивидуальное стимулирование (individual incentives) – стимулирование агента за показатели, зависящие только от него самого.
Институт (institution) – 1) в социологии – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т.п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей; 2) в праве – совокупность норм права, регулирующих какие-либо однородные обособленные общественные отношения.
Институциональное управление (institutional management) – целенаправленное воздействие на ограничения и нормы деятельности участников организационных систем.
Интерес (interest) –
реальная причина действий, событий, свершений; в психологии – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к деятельности.
Информационное равновесие (informational equilibrium) – равновесие рефлексивной
игры (обобщение равновесия Нэша), в
рамках которого предполагается, что каждый агент
(реальный и фантомный) при вычислении своего
субъективного равновесия (равновесия в той игре, в которую он
со своей субъективной точки зрения играет) использует имеющуюся у него иерархию представлений об
объективной и рефлексивной реальности.
Информационная структура (informational structure, hierarchy of beliefs) – дерево (иерархия представлений), вершинам
которого соответствует информация агентов о существенных параметрах, представлениях других
агентов, представлениях о представлениях и т.д.
Информационное управление (informational management) – управление,
предметом которого является информированность субъектов.
Информация (information) – 1) сообщение,
осведомление о положении дел, сведения о чем-либо; 2) уменьшаемая,
снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение,
неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических,
семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение
разнообразия в любых объектах и процессах
(живой и неживой природы).
Информированность –
существенная информация,
которой обладает субъект на момент принятия решений.
Исследование (research) – процесс получения
новых научных знаний, один из видов
познавательной деятельности, характеризуется
объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Исследование операций (operations research) – научный подход к решению
задач организационного управления (см. также «операция»).
История игры (game history) – совокупность наблюдаемых рассматриваемым субъектом выборов игроков, их выигрышей (значений функции полезности) и состояний природы.
Итеративное научение (iterative learning) – многократное повторение обучаемой системой действий, проб, попыток и т.д. для достижения фиксированной цели при постоянных внешних условиях.
Квазиоднопиковая функция – функция, имеющая единственную точку пика,
невозрастающая по мере удаления от этой точки.
Класс (class) – совокупность, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками.
Классификация (classification) – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам,
присущим предметам данного рода и отличающих их от предметов
других родов.
Коалиционное
взаимодействие – переговоры, соглашения и
сотрудничество между игроками в процессе образования и деятельности коалиций.
Коалиция (coalition) – подмножество множества
игроков.
Коллектив (collective) –
совокупность людей, объединенных общими интересами, общей работой; группа высокого уровня развития,
где межличностные отношения опосредованы общественно
ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Коллективное стимулирование (collective incentives) – стимулирование
агента, основывающееся на действиях
или результатах деятельности всего коллектива.
Команда –
временная или постоянная организационная единица (быть может, неформальная),
предназначенная для выполнения определенных задач,
служебных обязанностей или каких-либо работ; коллектив, способный достигать цели автономно и согласованно, при
минимальных управляющих
воздействиях
Комиссионная система стимулирования (commission incentives)
– система
стимулирования, в которой размер вознаграждения агента пропорционален доходу или
прибыли центра.
Комплекс механизмов управления (management mechanisms complex) – совокупность согласованных процедур принятия решений
(механизмов)
относительно изменения параметров организационной системы.
Компенсаторная система стимулирования (compensative incentives)
– система
стимулирования, в которой размер вознаграждения агента равен его затратам.
Конкурсный механизм (rank-order tournament, tender) – механизм
планирования, в котором агенты
упорядочиваются центром в зависимости
от сообщаемых показателей, и назначаемые им планы
определяются этим упорядочением.
Контракт (contract) –
совокупность равновесных и эффективных стратегий центра и агентов в задаче стимулирования.
Критерий (criterion) –
1) средство для вынесения суждения; стандарт для
сравнения; правило для оценки; мерило; 2) мера степени близости к цели.
Линейная система стимулирования (linear incentives)
– система
стимулирования, в которой размер вознаграждения агента прямо пропорционален его действию или результату
деятельности.
Линейная
структура (linear structure) – структура организационной системы, в которой каждый агент
подчинен одному и только одному центру.
Максимальный гарантированный результат (maximum guaranteed result) – максимальное значение функции полезности субъекта (центра или агента) при наихудшей для него обстановке.
Максимальный целесообразный ранг рефлексии – минимальный ранг рефлексии, который следует
иметь агенту, для того, чтобы охватить
все многообразие исходов рефлексивной игры.
Манипулирование информацией – процесс целенаправленного (сознательного) искажения агентами информации, сообщаемой центру.
Максимальная
коалиция – коалиция, состоящая из всех игроков.
Матричная структура (matrix structure) – линейная структура, на которую
наложена горизонтальная ответственность за проекты,
реализуемые в организационной системе.
Межуровневое взаимодействие (over-level interaction) – подчиненность агента центру, находящемуся
через один или более уровень иерархии.
Метод (method) – 1)
(= подход) способ познания, исследования явлений
природы и общественной жизни; 2) прием, способ действия.
Методика (technique) –
совокупность методов, приемов целесообразного
проведения какой-либо работы.
Методический – относящийся к методике.
Методология (methodology) – 1) учение об
организации деятельности; 2) учение о научном методе
познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Система принципов и
способов организации и построения
теоретической и практической деятельности, а
также учение об этой системе.
Методологический (methodological) – относящийся к методологии.
Методы теоретического исследования –
теоретический анализ и синтез, абстрагирование
и конкретизация, аналогия, моделирование.
Методы эмпирического исследования –
изучение литературы, документов, наблюдение, анкетирование, опрос, опытная
работа, эксперимент.
Механизм (mechanism) – 1) система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности; 2) совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы; 3) совокупность процедур принятия управленческих решений центром.
Механизм внутренних цен (internal prices’ mechanism) – процедура планирования, ставящая в соответствие сообщениям агентов планы, назначаемые каждому из них центром, и общую для всех них цену.
Механизм комплексного оценивания – процедура агрегирования комплекса частных показателей с целью получения более общих показателей.
Механизм обмена – 1) процедура перераспределения ресурсов между участниками организационной системы; 2) процедура планирования, ставящая в соответствие сообщениям агентов о своих типах количества ресурсов, предлагаемых каждому из них центром для обмена.
Механизм планирования (planning mechanism) – см. процедура планирования.
Механизм распределения ресурса (resource allocation mechanism) – процедура планирования, ставящая в соответствие сообщениям агентов количество ресурса, выделяемого каждому из них центром.
Механизм смешанного финансирования (mechanism of multiple sources financing) – механизм планирования, в котором центр определяет условия финансирования проекта из нескольких источников.
Механизм согласия (agreement mechanism) – неманипулируемый механизм планирования, в котором планы назначаются на основании относительных предпочтений, сообщаемых агентами.
Механизм стимулирования (incentive mechanism) – см. функция стимулирования.
Механизм экспертизы (expertise mechanism) – процедура планирования, ставящая сообщениям экспертов (агентов) в соответствие результат экспертизы.
Минимальные затраты центра на управление по реализации заданного действия – минимальное значение функционала затрат центра на множестве управлений, побуждающих агента выбрать заданное действие.
Многоканальный механизм (multi-channel mechanism) – механизм, в котором решения принимаются центром на основании результатов параллельной обработки информации несколькими каналами (экспертами, ЭВМ и т.д.).
Многоуровневая организационная система (multi-level organization) – организационная система, имеющая трех- и более уровневую иерархическую структуру.
Многоэлементная организационная система (multi-agent organization) – организационная система, в которой имеется несколько агентов.
Множества диктаторства (dictatorship sets) – разбиение множества допустимых типов агентов, и выделение для каждого элемента этого разбиения множеств агентов, получающих абсолютно оптимальные для себя планы (такие агенты называются диктаторами).
Множество вариантов обмена – множество индивидуально рациональных распределений ресурсов, переход к которым в рамках данной активной системы возможен путем обмена.
Множество реализуемых действий (implementable actions set) – множество действий агентов, являющихся решением их игры при заданном управлении со стороны центра.
Моделирование (simulation) – метод
исследования объектов познания на их моделях, построение моделей реально существующих предметов и явлений.
Модель (model) – образ
некоторой системы; аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной
реальности, «заместитель» оригинала в познании и практике.
Модель организационной системы (model of organization) – совокупность: участников организационной системы (ее состав), структуры, целевых
функций участников, множеств
допустимых действий участников,
их информированности и порядка функционирования.
Мотив (motive) –
побуждение к деятельности, связанное с
удовлетворением потребностей субъекта;
совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих
ее направленность.
Мотивационное управление (motivational management) – управление
предпочтениями агентов (целевыми функциями или функциями полезности).
Мотивация (motivation) – процесс побуждения к деятельности,
вызывающий активность субъекта и определяющий ее направленность.
Мультипроект (multi-project) – проект, состоящий из нескольких
технологически независимых проектов, объединенных общими ресурсами (финансовыми
и материальными).
Наука (science) –
сфера человеческой деятельности, функцией которой
является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний
о действительности.
Неманипулируемое
управление (straightforward management) – управление, делающее выгодным для агентов (равновесием их игры) сообщение центру
достоверной информации о своих типах (см.
также «манипулирование информацией»).
Неопределенность (uncertainty) – (неопределенный – точно не
установленный, не вполне отчетливый, уклончивый) – неоднозначность любого
происхождения, неполная информированность.
Неопределенность вероятностная (probabilistic uncertainty) – информированность заключается в знании
распределения вероятности возможных значений неопределенного параметра (состояния
природы, типов других агентов и т.д.).
Неопределенность игровая (game uncertainty) – неполная информированность субъекта о действиях или принципах принятия решений других участников организационной системы.
Неопределенность
интервальная (interval uncertainty) – информированность заключается в знании
множества возможных значений неопределенного параметра (состояния природы, типов других агентов и т.д.).
Неопределенность
нечеткая (fuzzy uncertainty) – информированность заключается в знании функции
принадлежности возможных значений неопределенного параметра (состояния природы, типов других агентов и т.д.).
Неопределенность объективная (objective uncertainty) – неполная информированность о состоянии природы.
Неопределенность субъективная (subjective uncertainty) – неполная информированность субъекта о типах других
участников организационной системы.
Непрямой
механизм (indirect mechanism) – механизм планирования, в котором агенты сообщают центру косвенную информацию о своих типах (см. также прямой механизм).
Несущественная
кооперативная игра – кооперативная игра с аддитивной характеристической функцией.
Норма (norm) – 1) узаконенное установление, признанный обязательным
порядок; 2) в теории игр –
отображение множества обстановок
во множество действий лица, принимающего решения.
Область компромисса (compromise set) – множество эффективных по
Парето и равновесных по Нэшу действий центров и агентов.
Обмен – процесс перераспределения
ресурсов между участниками активной системы.
Обменная схема – совокупность вариантов обмена.
Обобщенное решение (generalized solution) задачи управления –
параметрическое семейство управлений, обладающих заданной гарантированной эффективностью в заданном
множестве моделей организационных систем.
Обратная задача управления (reverse management problem) – поиск множества допустимых управлений, переводящих
управляемую систему в заданное состояние.
Обстановка игры (для
некоторого игрока) – вектор действий всех
игроков, кроме данного.
Общее
знание (common knowledge) – факт, о котором:
(1) известно всем агентам, (2) всем агентам
известно (1); (3) всем агентам известно (2) и т.д. до бесконечности.
Общность – единство, наличие неразрывных связей.
Объект (object) – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, такая часть
объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом.
Ограничение
совместной деятельности –
ограничения на совместный выбор субъектами своих действий (ситуация, когда гипотеза независимого поведения не
выполнена).
Ограниченная
рациональность (bounded rationality) – принцип принятия решений, в соответствии с
которым субъект выбирает рациональные, то
есть удовлетворительные с его точки зрения, действия
(ср. с «гипотезой рационального поведения»).
Однопиковая функция – функция,
имеющая единственную точку пика и строго убывающая по
мере удаления от этой точки.
Окружающая среда (environment) – см. внешняя среда.
Операция (operation) – совокупность действий,
мероприятий, направленных на достижение некоторой цели.
Описание (description) –
перечисление признаков предмета, которые более или менее
исчерпывающе раскрывают его.
Оппоненты (opponents) –
все участники организационной системы,
кроме данного.
Оптимальное управление (optimal management) – допустимое управление,
обладающее максимальной эффективностью.
Оптимальное согласованное планирование (optimal coordinated planning) – решение задачи планирования на множестве согласованных планов.
Организационная система (organization) – объединение людей (например,
предприятие, учреждение, фирма и т.д.), совместно реализующих некоторую
программу или цель
и действующих на основе определенных процедур и правил (механизмов) (иногда употребляется как синоним термина «активная
система»).
Организация (organization) – 1) внутренняя
упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее
дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2) совокупность процессов
или действий,
ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение
людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе
определенных процедур и правил (механизмов).
Основы –
исходные, главные положения.
Открытого управления принцип (fair play principle, revelation principle) – принцип планирования, в соответствии с
которым центр назначает планы,
максимизирующие его целевую функцию при
выполнении условий совершенного согласования.
Отношение (relation) –
философская категория, характеризующая взаимозависимость элементов
определенной системы.
Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в
воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.
Персонифицированное управление – управление агентом,
в общем случае для каждого агента – свое (см. также «унифицированное управление»).
План (plan) –
1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей,
содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения; замысел, проект, основные черты; 2) в теоретико-игровых
моделях – желательное с точки зрения центра
действие или результат деятельности агента.
Планировать (plan)
– составлять план деятельности, развития чего-то;
определять план.
Побочный платеж (additive payment) – переменная, аддитивно
входящая (с разными знаками) в целевые функции центра и агента (или двух
агентов).
Поведение (behavior) –
присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их
внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Высший уровень поведения – человеческая деятельность.
Подход (approach) –
исходный принцип, исходная позиция изучения
предмета исследования, основное
положение или убеждение (логический и исторический подходы, содержательный и
формальный, качественный и количественный, феноменологический и сущностный,
единичный и общий (обобщенный) – поиск общих связей, закономерностей,
типологических черт).
Полезность (utility) – условная характеристика, отражающая степень
удовлетворенности субъекта результатом деятельности, значение
полезности определяется функцией полезности.
Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления
действительности и связи между ними посредством
фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства
предметов и явлений и отношения между ними.
Порядок – последовательный ход чего-либо; правила, по
которым совершается что-либо, существующее устройство, режим чего-нибудь.
Порядок функционирования – последовательность (порядок) получения информации
и принятия решений участниками организационной системы.
Потребность (need) – состояние индивида,
создаваемое испытываемой им нуждой, выступающее источником активности.
Предельная
полезность – производная функции полезности.
Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; все, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством; сторона, аспект, точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя наиболее существенные с его точки зрения признаки объекта.
Предметная область –
область объектов, универсум рассмотрения
(рассуждения), класс
(множество) объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.
Предположение (assumption) – положение, которое
временно принимается за возможно истинное, пока не будет установлена истина.
Предпочтения (preferences) – совокупность свойств и
способностей субъекта по определению ценности, полезности и т.д. альтернатив (действий,
результатов деятельности и т.д.),
а также их сравнения.
Принцип (principle) – 1)
основное положение какой-либо теории, науки и т.д.; 2) убеждение, взгляд на вещи; 3) основная
особенность в устройстве чего-либо.
Принцип адекватности – система должна быть адекватна по своей сложности, структуре, функциям и т.д. тем
условиям, в которых она функционирует, и тем требованиям, которые к ней
предъявляются.
Принцип декомпозиции игры агентов –
использование центром управлений,
при которых существует равновесие
в доминантных стратегиях игры агентов.
Например, для задачи стимулирования агенту в многоэлементной системе
фактические затраты компенсируются
только в случае выполнения им плана, независимо от
действий других агентов.
Принцип декомпозиции периодов функционирования – использование центром управлений, при которых выбор агентов в текущем периоде не зависит
от истории игры. Например, для задачи
стимулирования агенту в динамической системе в каждом периоде затраты компенсируются только в случае выполнения им
плана в этом периоде, независимо от
результатов предыдущих периодов.
Принцип
доверия – агент доверяет
информации, сообщенной ему центром. Например, в случае информационного
управления изменением множества
допустимых стратегий центра задача может без потери
общности решаться в предположении, что агент полностью доверяет центру и
использует при принятии решений в точности ту информацию, которую ему сообщил центр.
Принцип дополнительности –
высокая точность описания системы несовместима с ее высокой
сложностью.
Принцип достаточной
рефлексии – глубина
рефлексии агента определяется его информированностью.
Принцип компенсации затрат – оптимальным является решение задачи стимулирования, которое в
точности компенсирует затраты агентов.
Принцип монотонности –
свойство сложных систем, в первую очередь –
биологических, заключающееся в том, чтобы «не упускать достигнутого».
Принцип обратной связи – для
эффективного управления необходима информация о состоянии управляемой системы.
Принцип равномерности –
состояние системы должно оцениваться с
учетом состояний всех ее элементов (см. также «максимальный гарантированный
результат»). Более частная формулировка – скорость изменений в
любой системе ограничена и, в основном, определяется наиболее инерционными ее
элементами, иначе говоря, "скорость эскадры определяется скоростью самого
медленного корабля".
Принцип рациональной централизации – в иерархической системе существует рациональный уровень
централизации управления, ресурсов и т.д.
Принцип согласования –
управление организационной системой
должно максимально согласовывать интересы ее
участников.
Принятие решения (decision making) – целевой выбор на множестве альтернатив.
Проблема (problem) –
теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить.
Прогноз (forecast) – конкретное предсказание,
суждение о состоянии какого-либо явления или процесса
в будущем.
Производственная функция –
зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально
возможным при этом выпуском продукции.
Программа (program) – комплекс операций (мероприятий), увязанных
технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение
поставленной цели.
Программное управление – режим
управления динамической организационной
системой, при котором решения принимаются сразу на все будущие
периоды.
Проект (project) –
1) план, замысел, разработанный план сооружения, устройства, предварительный
текст документа; 2) ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными
требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и
ресурсов и специфической организацией.
Проектная
структура – линейная
структура, в которой декомпозиция производится по проектам, реализуемым организационной
системой.
Простой
активный элемент – агент, функционирующий в условиях
такой вероятностной неопределенности, что результат
деятельности не превышает действия.
Противозатратный механизм (counter-expensive mechanism) – механизм,
побуждающий агентов снижать затраты
(себестоимость) и цены.
Процедура планирования (planning procedure) – функция,
отображающая множество допустимых
сообщений агентов во множество планов.
Процесс (process) –
ход какого-либо явления, последовательная смена
состояний, стадий развития и т.д.
Прямая задача управления (direct management problem) – задача
нахождения оптимального управления.
Прямой механизм (direct mechanism) – механизм планирования, в котором агенты сообщают центру информацию
непосредственно о своих типах.
Путь – направление деятельности,
развития чего-то (неопредел.).
Равновесие (equilibrium) – см. решение
игры.
Равновесие в доминантных стратегиях (dominant strategies equilibrium) – ситуация
игры, в которой каждый игрок выбирает свою доминантную стратегию.
Равновесие максиминное (maximin equilibrium) – ситуация игры, в которой каждый
игрок выбирает свою гарантирующую стратегию.
Равновесие Нэша (Nash equilibrium) – ситуация
игры, одностороннее отклонение от которой не выгодно ни одному
из игроков.
Равновесие Парето (Pareto equilibrium) –
такая ситуация игры, что не существует
другой ситуации, в которой все игроки получили бы не меньший выигрыш и хотя бы
один игрок – строго больший (эффективная ситуация).
Развитие (development) – необратимое, направленное,
закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
Ранг рефлексии – уровень дерева информационной структуры.
Ранговые системы стимулирования (rank-order tournaments)
– системы
стимулирования, в которых величина вознаграждения агента определяется либо
принадлежностью результата его деятельности некоторому наперед заданному
множеству (так называемые нормативные ранговые системы стимулирования), либо
местом, занимаемым агентом в упорядочении результатов деятельности всех агентов
(так называемые соревновательные ранговые системы стимулирования).
Распределение дальновидностей –
характеристика, отражающая способ учета будущего (см. также «дальновидность»).
Распределенный контроль (distributed management) – структура
организационной системы, в которой
один и тот же агент подчинен одновременно
нескольким центрам.
Реализуемость соответствия группового выбора (social choice correspondence implementability) –
наличие такого непрямого механизма планирования, для которого
существует эквивалентный прямой механизм,
приводящий для любого набора типов агентов к тому же исходу,
что и соответствие группового выбора.
Режим конкуренции (competition) – ситуация
игры центров в системе с распределенным
контролем, не принадлежащая области
компромисса.
Режим сотрудничества (cooperation) – ситуация
игры центров в системе с распределенным
контролем, принадлежащая области
компромисса.
Результат деятельности (output) – в теоретико-игровых
моделях – переменная, значение которой определяется действиями агентов и состоянием природы.
Рефлексивная игра (reflexive game) – игра,
в которой информированность игроков не
является общим знанием, а определяется
иерархией их представлений (то есть, представлениями о существенных параметрах,
представлениями о представлениях друг друга и т.д.).
Рефлексивное управление (reflexive management) – целенаправленное
воздействие на информационную структуру.
Рефлексия (reflexion) –
отражение, а также исследование познавательного акта.
Рефлексия информационная (informational reflexion) – процесс и результат размышлений агента о том,
каковы значения неопределенных параметров, что об этих значениях знают и думают
его оппоненты.
Рефлексия стратегическая (strategic reflexion) – процесс и результат размышлений агента о том, какие
принципы принятия
решений используют его оппоненты в рамках той информированности, которую он им
приписывает в результате информационной рефлексии.
Решение (decision) – процесс и результат выбора цели и способа действий.
Решение
игры (game solution) – прогнозируемый и устойчивый исход игры
(синонимом является термин «равновесие»).
Род – логическая характеристика класса предметов, в состав которого входят другие классы
предметов, являющиеся видами этого рода.
Самоаннулирующийся прогноз – прогноз, который становится
недостоверным только потому, что был сделан.
Самодвижение – изменение объекта под влиянием внутренне
присущих ему противоречий, факторов и условий.
Самоорганизация – процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или
совершенствуется организация
сложной системы.
Самоосуществляющийся
прогноз – прогноз, который оказывается достоверным
только потому, что был сделан.
Саморазвитие – самодвижение, связанное с переходом на
более высокую ступень организации.
Сбалансированная игра (balanced game) – игра в форме характеристической функции, имеющая непустое ядро.
Свойство (property) – философская категория,
выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает
его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним.
Связь – взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и (или) во времени.
Семантика (semantics) –
раздел семиотики, изучающий отношения
между знаками и тем, что они обозначают.
Семиотика (semiotics) – наука, исследующая знаковые системы.
Сетевая
структура (network structure)
– 1) структура,
в которой потенциально существуют связи между всеми элементами, некоторые из которых
актуализируются, порождая из вырожденной структуры линейную
или матричную,
на время решения стоящей перед системой задачи,
а затем разрушаются (возвращаясь к вырожденной структуре) до момента появления
новых задач; 2) структура, в которой отсутствует иерархия.
Сильное равновесие Нэша (strong Nash equilibrium) – ситуация игры,
одностороннее отклонение от которой не выгодно ни одной из коалиций.
Синтез (synthesis) –
соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему),
которое осуществляется как в практической деятельности,
так и в процессе познания.
Система (system) –
совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует
определенную целостность, единство.
Система стимулирования (incentive system) – см. функция стимулирования.
Ситуация игры –
вектор действий всех игроков (агентов).
Скачкообразная система стимулирования – система стимулирования, при
которой вознаграждение агента отлично от нуля при
условии, что его действие или результат деятельности не меньше
(или не больше) плана.
Скользящее управление – режим управления динамической организационной системой, при котором решения принимаются дальновидно – с учетом и на несколько
будущих периодов.
Смешанная стратегия (mixed strategy) – распределение вероятностей на множестве допустимых действий игрока.
Совершенного согласования условия (perfect coordination conditions) – условия назначения агентам планов,
максимизирующих их функции полезности
на децентрализующих множествах.
Согласованное управление (coordinated management, incentive compatible management) – управление
при котором выполнение плана выгодно агентам
(является равновесием их игры).
Содержание – то, что составляет сущность чего-нибудь.
Сознание – высший уровень активности человека как социального существа,
заключающейся в том, что отражение реальности
в форме чувствительных и умственных
образов предвосхищает практические действия человека,
придавая им целенаправленный характер.
Соответствие группового выбора (social choice correspondence) – отображение множества типов агентов во множество выбираемых
ими альтернатив.
Соответствие отбора равновесий (equilibrium selection correspondence) – отображение, ставящее в
соответствие множеству равновесий
конкретное равновесие.
Соответствующий прямой механизм (corresponding direct mechanism) – прямой
механизм планирования, который строится путем подстановки в
исходный непрямой механизм зависимости равновесных сообщений агентов от их типов.
Состав (components) –
совокупность элементов, образующих
какое-нибудь целое.
Состояние
природы (state of nature) – параметр, описывающий внешнюю (по отношению к
рассматриваемой организационной системе)
среду.
Средство – прием действия (иногда и
орудие) для достижения чего-нибудь.
Стабильное информационное управление (stable informational management) – такое информационное управление, при
котором ожидания агентов (например, относительно их выигрышей) оправдываются.
Стимулирование (incentive, stimulation) – внешнее воздействие на
организм, личность или группу людей, отражаемое в виде психической реакции;
побуждение к совершению некоторого действия;
воздействие, обуславливающее динамику психических состояний индивида
и относящееся к ней как причина к следствию.
Стратегия (strategy) –
совокупность (для каждого момента принятия
решений) отображений истории
игры и информированности
игрока во множество его допустимых действий.
Стратегия наказания (penalty strategy) – обстановка
игры или управление,
минимизирующее значение целевой функции агента.
Структура (structure) –
совокупность устойчивых связей между элементами системы.
Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект; индивид или группа как источник познания и преобразования
действительности, носитель активности.
Супераддитивная
характеристическая функция – характеристическая функция, для
которой сумма значений характеристической функции любой пары непересекающихся коалиций не
превышает значения характеристической функции объединения этих коалиций.
Сущность –
внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве
всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
Текущее управление –
режим управления динамической
организационной системой, при котором решения принимаются недальновидно, то есть только на
текущий период.
Теоретический (theoretical) – основанный на теории, являющийся теорией, относящийся к вопросам теории.
Теория (theory) – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории.
Теория активных систем (active systems theory) – раздел теории управления социально-экономическими системами (активными системами, организационными системами), изучающий свойства механизмов их функционирования, обусловленные проявлениями активности участников системы.
Теория графов (graph theory) – раздел прикладной математики, исследующий свойства множеств (в основном, конечных) с заданными отношениями между их элементами.
Теория игр (game theory) – раздел прикладной математики, исследующий модели игр – принятия решений в условиях несовпадения интересов сторон (игроков), когда каждая сторона стремится воздействовать на развитие ситуации в собственных интересах.
Теория иерархических игр (hierarchical games theory) – раздел теории игр, исследующий иерархические игры.
Теория контрактов (theory of contracts) – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий теоретико-игровые взаимодействия между центром и агентами, функционирующими в условиях внешней вероятностной неопределенности.
Теория реализуемости (implementation theory) – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий реализуемость соответствий группового выбора.
Теория управления организационными системами (theory of organization management) – раздел теории управления, исследующий задачи управления организационными системами.
Техника – совокупность навыков, приемов, умений,
позволяющая реализовывать технологию.
Технология – совокупность методов, операций, приемов, этапов и т.д.,
последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленной задачи.
Тип (type) –
характеристика агента, однозначно определяющая
его предпочтения.
Тип неопределенности (uncertainty type) – объективная неопределенность (внешняя), субъективная неопределенность
(внутренняя), игровая неопределенность.
Точка
пика (peak) – точка максимума целевой функции или функции полезности.
Унифицированное управление (unified management) – управление,
основанное на использовании анонимных механизмов
(см. также «персонифицированное
управление»).
Управление (control, management) – 1) воздействие
на управляемую систему, нацеленное
на обеспечение требуемого ее поведения; в теоретико-игровых моделях:
2) действие центра; 3) стратегия
центра – функционал, ставящий в
соответствие действиям или результатам деятельности агентов действие центра.
Управление порядком функционирования – управление организационной системой,
заключающееся в установлении порядка
ее функционирования.
Управление проектами (project management)
– раздел теории
управления
социально-экономическими системами,
изучающий эффективные методы,
формы и средства управления
изменениями (проектами).
Управление
составом – управление организационной системой, заключающееся в
выборе (или изменении) ее состава.
Управление
структурой – управление организационной системой, заключающееся в
выборе ее структуры.
Условие (conditions) – то, от чего зависит нечто
другое (обусловливаемое).
Устранение неопределенности (uncertainty removal) – процедура перехода от предпочтений, зависящих от неопределенных параметров, к
предпочтениям, определенным на множестве параметров, выбираемых субъектом (например, переход от функции полезности к целевой функции).
Фантомный агент (phantom agent) – агент,
существующий в сознании реальных и других фантомных агентов.
Форма (form) –
вид, тип, устройство, структура, система
организации чего-либо,
обусловленные определенным содержанием.
Функционирование (functioning) – выполнение своих функций, действовать, быть в действии, работать.
Функция (function) –
1) отношение двух (группы) объектов, в котором
изменению одного из них сопутствует изменение другого; 2) обязанность, круг деятельности, назначение, роль.
Функция полезности (utility function) – действительнозначная
функция, заданная на множестве допустимых результатов
деятельности и управлений центров и отражающая предпочтения
и интересы субъекта
(рациональность поведения
последнего заключается в стремлении к экстремизации функции полезности).
Функция стимулирования (incentive function) – функция,
отображающая множество допустимых
действий агентов
в размеры вознаграждений, выплачиваемых им центром.
Характеристическая функция (characteristic function) – функция множеств, ставящая в соответствие
каждой коалиции ее выигрыш.
Целевая функция (goal function) – действительнозначная функция, заданная на
множестве допустимых действий агентов
и управлений центров
и отражающая предпочтения и интересы
субъекта (рациональность
поведения
последнего заключается в стремлении к экстремизации целевой функции).
Цель (goal) – осознанный образ
предвосхищаемого результата
деятельности.
Центр (principal) –
1) управляющий орган; 2) в теоретико-игровых моделях – игрок, делающий ход первым (метаигрок, устанавливающий
правила игры для других игроков).
Эквивалентный
прямой механизм (equivalent direct mechanism) – неманипулируемый соответствующий прямой механизм
планирования.
Элемент (element) –
составная часть чего-либо.
Эмерджентность (emergence) – свойство систем, состоящее в
том, что свойства целого не сводятся к совокупности свойств частей, из которых
оно состоит, и не выводится из них.
Эффективность управления (management efficiency) – гарантированное
значение целевой функции центра
на множестве решений игры агентов.
Явление – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешней формы его
существования.
Ядро (core) –
концепция решения кооперативной игры: множество
таких дележей, что любая коалиция не может дать своим участникам выигрыш больший,
чем они в сумме получают в дележе из ядра.