УПРАВЛЕНИЕ БОЛЬШИМИ СИСТЕМАМИ
на главную написать письмо карта сайта

ћетодические рекомендации по подготовке презентаций

(дл€ молодых ученых)

ƒ.ј. Ќовиков

  1. –ассказывать можно только то, о чем знаешь, как минимум, в 10 раз больше, чем озвучиваешь.
  2. ѕервый слайд должен содержать название доклада, ‘»ќ и координаты (организаци€/подразделение, адрес электронной почты) выступающего. ѕравила хорошего тона предполагают еще указание на первом (да и на каждом) слайде названи€ меропри€ти€.  аждый слайд должен иметь заголовок и быть пронумерованным в формате 1/11.
  3. Ќе все равно, каким программным продуктом пользоватьс€ дл€ подготовки презентации. Ќаиболее распространен сегодн€ MS PowerPoint. Ќо, например, если презентаци€ подготовлена не в TeX, то слушатели-математики могут не восприн€ть доклад всерьез.
  4. ѕрезентаци€ начинаетс€ с аннотации, где на одном-двух слайдах даетс€ представление, о чем пойдет речь. Ѕольша€ часть презентаций требует оглашени€ структуры. ѕри использовании TeX дл€ макетировани€ стандартный шаблон предполагает отображение структуры разделов презентации с подсветкой текущего раздела на каждой странице, что стало уже стандартом де факто.
  5. ѕрезентаци€ не замен€ет, а дополн€ет доклад. Ќе надо писать на слайдах то, что ¬ы собираетесь сказать словами. ќбратное тоже верно: при докладе ни-когда не зачитывайте текст со слайда! ¬озможное исключение – если презентаци€ по-английски, и ¬ы не уверены в ¬ашем устном английском, имеет смысл сделать слайды самодостаточными, вынес€ на них весь (слегка сокращенный) текст доклада.
  6. ќптимальна€ скорость переключени€ — один слайд за 1Ц2 минуты, на лекци€х Ч до 5 минут. ƒл€ кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. —лушатели должны успеть восприн€ть информацию и со слайда, и на слух. «”ниверсальна€» оценка Ц число слайдов равно продолжительности выступлени€ в минутах.
  7. –азмер шрифта основного текста Ц не менее 16pt, заголовки  20 pt. Ќаиболее читабельным €вл€етс€ Arial. ќформл€йте все слайды в едином стиле (в TeX многое из упом€нутого делаетс€ Ђавтоматическиї).
  8. Ќе перегружайте слайд информацией. Ќе делайте много мелкого текста. ѕри подготовке презентации рекомендуетс€ в максимальной степени использовать графики, схемы, диаграммы и модели с их кратким описанием. ‘отографии и рисунки делают представл€емую информацию более интересной и помогают удерживать внимание аудитории, дава€ возможность €сно пон€ть суть предмета. ƒлинные перечислени€ или большие таблицы с числами бессмысленны Ц лучше постройте графики.
  9. »меет смысл быть аккуратным. Ќер€шливо сделанные слайды (разнобой в шрифтах и отступах, ошибки и опечатки) вызывают подозрение, что и к содержательным вопросам докладчик подошЄл спуст€ рукава. √отовую презентацию надо просмотреть внимательно несколько раз Ђсвежимї взгл€дом; каждый раз будете находить по несколько опечаток, ошибок или Ђнекрасивостейї. ќсобенно стоит обратить внимание на заголовок, набранный заглавными буквами. MS Office зачастую не провер€ет орфографию в таких сло-вах.
  10. ≈сли ¬ы чувствуете себ€ хоть немного неуверенно перед аудиторией, или выступление очень ответственное, то напишите и выучите свою речь наизусть. ќзвучивание одной страницы (формат ј4, шрифт 14pt, полуторный интервал) занимает 2 минуты. ѕотренируйтесь выступать с вашей презентацией. ѕусть кто-то послушает и скажет ¬аши ошибки, впечатление о выступлении, что интересно, что непон€тно, как ¬ы выгл€дели.
  11. —ледите за временем!
  12. –ечь и слайды не должны совпадать, тогда презентаци€ станет ЂобъЄм-нойї. –ечь должна быть более попул€рна и образна. —лайды могут содержать больше Ђтехническихї подробностей: формулы, схемы, таблицы, графики. ¬сегда подписывайте оси (кака€ переменна€ и ее размерность).
  13. Ќельз€ читать формулы и обозначени€ (Ђиксї, Ђзет и джитое с тильдойї и т.п.) Ц рассказывайте на качественном уровне! ¬озможное исключение Ц рассказ на рабочем семинаре перед коллегами Ђтехническихї результатов.
  14. ѕервые же фразы должны интриговать. Ќапример, можно сказать о том, насколько сложной или насколько важной €вл€етс€ данна€ задача, или о том, насколько неожиданным будет решение Ч это позволит удержать внимание слу-шателей до конца. Ќо тогда концовка действительно должна оказатьс€ нетривиальной Ч иначе слушатель будет разочарован. «апомните, у ¬ас только 20 секунд в начале доклада дл€ того, чтобы привлечь внимание слушателей. ≈сли за это врем€ не прозвучит нечто поистине интригующее (или хот€ бы хороша€ шутка), вернуть внимание будет очень сложно.
  15. Ћюди лучше запоминают то, что увидели последним!†
  16. ¬ серьЄзных научных презентаци€х не следует использовать эффекты анимации и излишнее Ђукрашательствої.†
  17. «аранее продумайте возможные проблемы с техникой. «аранее скопи-руйте на рабочий стол файл с презентацией и проверьте, как он работает, с первого до последнего слайда. ќб€зательно имейте при себе копию презентации на флэш-карте. ѕроверьте, нет ли проблем с отображением русских шрифтов и формул. ÷елесообразно иметь при себе как PPT презентацию (в случае подготовки презентации в MS Office), так и PDF версию (но показ PDF версии презентации автоматически налагает ограничени€ на используемые визуальные эффекты).

»ѕ” –јЌ © 2007. ¬се права защищены