ГЛОССАРИЙ

по теории управления организационными системами

Абстрагированиепроцесс формирования образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, то есть путем использования (или усвоения) лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных.

Агент (agent) – 1) управляемый субъект; 2) в теоретико-игровых моделях – игрок, делающий ход вторым при известном ходе центра.

Агрегирование (aggregation) – процесс объединения каких-либо однородных показателей (величин) с целью получения более общих, обобщенных показателей (величин).

Адекватный (adequate) – равный, тождественный, вполне соответствующий.

Активный прогноз (active forecast) – целенаправленное сообщение информации о будущих значениях параметров, зависящих от состояния природы и действий агентов (прогноз – как средство управления).

Активный элемент (agent) – субъект (индивидуальный или коллективный), обладающий свойством активности.

Активная система (active system) – система, хотя бы один элемент которой обладает свойством активности.

Активность (activity) – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно важных связей с окружающим миром, в узком смысле – способность к самостоятельному выбору определенных действий (включая выбор состояний, сообщение информации и т.д.).

Актуальность – важность, существенность для настоящего времени.

Альтернатива (alternative) – вариант, одна из двух или более возможностей; то, что можно иметь, использовать и т.д. вместо чего-то еще. На множестве альтернатив осуществляется выбор.

Анализ (analysis) – процедура мысленного или реального расчленения предмета, явления, процесса или отношения между предметами на части и установление отношений между этими частями.

Аналогия – сходство предметов (явлений, процессов и т.д.) в каких-либо свойствах.

Анонимный механизм (anonymous mechanism) – процедура принятия решений (механизм), симметричная относительно перестановок агентов.

Бинарное отношение (binary relation) над некоторым множеством – совокупность упорядоченных пар элементов этого множества.

Веерная структура – двухуровневая линейная структура.

Видкласс предметов, который входит в объем более широкого класса предметов, называющегося родом.

Вид неопределенностиинтервальная неопределенность, вероятностная неопределенность, нечеткая неопределенность.

Внешняя среда (environment) – совокупность предметов и субъектов, явлений и процессов, не входящих в рассматриваемую систему, но взаимодействующих с ней. Синоним – "окружающая среда".

Выбор (choice) – операция, входящая во всякую целенаправленную деятельность и состоящая в целевом сужении множества допустимых альтернатив (обычно, если позволяют условия, – до одной альтернативы).

Вырожденная структураструктура, в которой отсутствуют связи между участниками организационной системы.

Гарантирующая стратегия (guaranteeing strategy) – выбор игроком действия, обеспечивающего ему максимальный гарантированный результат.

Гипотеза (hypothesis) – научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно; предположение, истинность которого не очевидна.

Гипотеза благожелательности (hypothesis of benevolence) – предположение, что из множества одинаково предпочтительных со своей точки зрения альтернатив субъект (агент) выбирает альтернативу, наиболее предпочтительную для центра.

Гипотеза детерминизма (hypothesis of deterministic behavior) – предположение, что субъект стремится устранить с учетом всей имеющейся у него информации существующую неопределенность и принимать решения в условиях полной информированности.

Гипотеза индикаторного поведения (hypothesis of indicative behavior) – предположение о поведении участника динамической организационной системы, в соответствии с которым в каждом периоде он делает “шаг” в направлении своего действия, которое было бы оптимальным при обстановке, сложившейся в предыдущем периоде.

Гипотеза независимого поведения (hypothesis of independent behavior) – предположение, что каждый субъект производит выбор своего действия независимо от выбора других субъектов.

Гипотеза рационального поведения (hypothesis of rational behavior) – предположение, что субъект с учетом всей имеющейся у него информации выбирает действия, которые приводят к наиболее предпочтительным результатам деятельности.

Гипотеза слабого влияния (hypothesis of slight influence) – предположение, что действия отдельного субъекта практически не влияют на определенные параметры организационной системы.

Глубина рефлексии (reflexivity depth) – см. “ранг рефлексии”.

Горизонт планирования (planning horizon) – число будущих периодов, для которых определяются планы при управлении динамической организационной системой.

Граф рефлексивной игры (reflexive game graph) – граф, вершины которого соответствуют реальным и фантомным агентам, и в каждую вершины входят дуги (их число на единицу меньше числа реальных агентов), идущие из вершин-агентов, от действий которых в информационном равновесии зависит выигрыш данного агента.

Группа (group) – человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (особенности организации, совместная деятельность и т.д.).

Дальновидность (far-seeing) – свойство субъекта учитывать будущие последствия принимаемых сегодня решений.

Двухшаговый метод (two-step method) – метод решения задачи управления, при использовании которого на первом шаге для каждого вектора действий агентов ищется минимальное управление (стимулирование), его реализующее (то есть должны выполняться условия согласования и индивидуальной рациональности), а на втором шаге решается задача оптимального согласованного планирования.

Действие (action) – 1) произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, то есть процесс, подчиненный осознаваемой цели; акт деятельности, направленный на достижение конкретной цели; 2) в теоретико-игровых моделях – результат выбора агента.

Декомпозиция (decomposition, partition) – операция разделения целого на части с сохранением признака подчиненности, принадлежности.

Дележ (allocation) – распределение между игроками (в кооперативной игре) выигрыша максимальной коалиции, дающее каждому игроку больше его индивидуального выигрыша.

Децентрализующие множества (decentralization sets) – набор множеств (сообщений агентов), зависящих от сообщений оппонентов.

Деятельность (activity) – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, основные характеристики – предметность и субъектность; занятия, труд, работа каких-нибудь органов, сил природы; специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей.

Динамическая организационная система (dynamic organization) – организационная система, в которой участники принимают решения многократно (последовательность выбора стратегий, характерная для статических систем, повторяется, как минимум, несколько раз – см. "игра поторяющаяся").

Диссертация (thesis) – научная работа, исследование, представляемое на соискание ученой степени и публично защищаемое соискателем (диссертантом).

Доминантная стратегия (dominant strategy) – выбор игроком действия, которое обеспечивает ему максимум целевой функции при любой обстановке игры.

Допустимое множество (feasible set) – множество действий или управлений и т.д., удовлетворяющее всем ограничениям.

Единый (unified) – один, общий, объединенный.

Задача (problem) – то, что требует исполнения, решения; данная в определенных конкретных условиях цель деятельности.

Задача планирования (planning problem) – 1) задача определения оптимальных планов; 2) задача определения оптимальной процедуры планирования.

Задача рефлексивного управления (reflexive management problem) – задача определения оптимального рефлексивного управления.

Задача стимулирования (incentive problem) – задача определения оптимальной функции стимулирования (игра Г2 с побочными платежами).

Задача управления (management problem) – задача определения оптимального управления.

Заказ (order) – осознанная общественная или персонифицированная необходимость изменений и формулировка общих требований к этим изменениям.

Знак (sign) – 1) сигнал, имеющий конкретное значение, воспринимаемое человеком; 2) реальная модель абстрактного понятия.

Знание (knowledge) – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании.

Игра (game) – 1) взаимодействие сторон, интересы которых не совпадают; 2) вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе.

Игра антагонистическая (antagonistic game) – игра, в которой сумма выигрышей игроков постоянна при любой ситуации игры.

Игра Г1 (Stackelberg game) – иерархическая игра, в которой центр не рассчитывает наблюдать выбор агента (игра Штакельберга).

Игра Г2иерархическая игра, в которой стратегией центра является отображение множества допустимых действий агентов во множество своих допустимых действий.

Игра кооперативная (cooperative game) – игра, в которой игроки могут действовать совместно (согласовывать свои действия, обмениваться информацией, полезностью и т.д.)

Игра некооперативная (noncooperative game) – игра, в которой игроки не могут действовать совместно.

Игра в нормальной форме (normal form game) – представление игры в виде множества игроков, выбирающих действия однократно, одновременно и независимо, их целевых функций и допустимых множеств.

Игра в развернутой форме (extensive form game) – представление игры в виде дерева, вершины которого соответствуют ситуациям игры.

Игра повторяющаясяигра, в которой характерная для однопериодной игры (см. "игра в нормальной форме") последовательность выбора стратегий повторяется, как минимум, несколько раз.

Игра с непротивоположными интересами (nonantagonistic game) – неантагонистическая игра.

Иерархическая игра (hierarchical game) – игра с фиксированной последовательностью ходов – между центрами и агентами, в которой центры обладают правом первого хода.

Иерархия (hierarchy) – принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействия между уровнями в порядке от высшего к низшему.

Индивид (individual) – обозначение единичного в отличие от совокупности, синоним индивидуальности; отдельный человек; особь, каждый отдельно существующий организм (индивидуум).

Индивидуальная рациональность (individual rationality) – свойство субъекта принимать решения, которые обеспечивают ему полезность, не меньшую той, которую он может получить, отказавшись принимать какие-либо решения.

Индивидуальное стимулирование (individual incentives) – стимулирование агента за показатели, зависящие только от него самого.

Институт (institution) – 1) в социологии – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т.п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей; 2) в праве – совокупность норм права, регулирующих какие-либо однородные обособленные общественные отношения.

Институциональное управление (institutional management) – целенаправленное воздействие на ограничения и нормы деятельности участников организационных систем.

Интерес (interest) – реальная причина действий, событий, свершений; в психологии – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.

Информационное равновесие (informational equilibrium, mirage equilibrium) – равновесие рефлексивной игры (обобщение равновесия Нэша), в рамках которого предполагается, что каждый агент (реальный и фантомный) при вычислении своего субъективного равновесия (равновесия в той игре, в которую он со своей субъективной точки зрения играет) использует имеющуюся у него иерархию представлений об объективной и рефлексивной реальности.

Информационная структура (informational structure, hierarchy of beliefs) – дерево (иерархия представлений), вершинам которого соответствует информация агентов о существенных параметрах, представлениях других агентов, представлениях о представлениях и т.д.

Информационное управление (informational management) – управление информированностью субъектов.

Информация (information) – 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (живой и неживой природы).

Информированностьинформация, которой обладает субъект на момент принятия решений.

Исследование (research) – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Исследование операций (operations research) – научный подход к решению задач организационного управления (см. также “операция”).

История игры (game history) – совокупность наблюдаемых рассматриваемым субъектом выборов игроков, их выигрышей (значений функции полезности) и состояний природы.

Итеративное научение (iterative learning) – многократное повторение обучаемой системой действий, проб, попыток и т.д. для достижения фиксированной цели при постоянных внешних условиях.

Квазиоднопиковая функцияфункция, имеющая единственную точку пика, невозрастающая по мере удаления от этой точки.

Класс (class) – совокупность, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками.

Классификация (classification) – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающих их от предметов других родов.

Коалиционное взаимодействиепереговоры, соглашения и сотрудничество между игроками в процессе образования и деятельности коалиций.

Коалиция (coalition) – подмножество множества игроков.

Коллектив (collective) – совокупность людей, объединенных общими интересами, общей работой; группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Коллективное стимулирование (collective incentives) – стимулирование агента, основывающееся на действиях или результатах деятельности всего коллектива.

Комиссионная система стимулирования (commission incentives) – система стимулирования, в которой размер вознаграждения агента пропорционален доходу или прибыли центра.

Комплекс механизмов управления (management mechanisms complex) – совокупность согласованных процедур принятия решений (механизмов) относительно изменения параметров организационной системы.

Компенсаторная система стимулирования (compensative incentives) – система стимулирования, в которой размер вознаграждения агента равен его затратам.

Конкурсный механизм (rank-order tournament, tender) – механизм планирования, в котором агенты упорядочиваются в зависимости от сообщаемых показателей, и назначаемые им планы определяются этим упорядочением.

Контракт (contract) – совокупность равновесных и эффективных стратегий центра и агентов в задаче стимулирования.

Критерий (criterion) – 1) средство для вынесения суждения; стандарт для сравнения; правило для оценки; 2) мера степени близости к цели.

Линейная система стимулирования (linear incentives) – система стимулирования, в которой размер вознаграждения агента пропорционален его действию или результату деятельности.

Линейная структура (linear structure) – структура организационной системы, в которой каждый агент подчинен одному и только одному центру.

Максимальный гарантированный результат (maximum guaranteed result) – максимальное значение функции полезности субъекта (центра или агента) при наихудшей для него обстановке.

Максимальный целесообразный ранг рефлексии – минимальный ранг рефлексии, который следует иметь агенту, для того, чтобы охватить все многообразие исходов рефлексивной игры.

Манипулирование информацией (information manipulation) – процесс целенаправленного искажения агентами информации, сообщаемой центру.

Максимальная коалициякоалиция, состоящая из всех игроков.

Матричная структура (matrix structure) – линейная структура, на которую наложена горизонтальная ответственность за проекты, реализуемые в организационной системе.

Межуровневое взаимодействие (over-level interaction) – подчиненность агента центру, находящемуся на два или более уровня иерархии выше.

Метод (method) – 1) (= подход) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ или образ действия.

Методика (technique) – совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы.

Методический – относящийся к методике.

Методология (methodology) – 1) учение об организации деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методологический (methodological) – относящийся к методологии.

Методы теоретического исследования – теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.

Методы эмпирического исследования – изучение литературы, документов, наблюдение, анкетирование, опрос, опытная работа, эксперимент.

Механизм (mechanism) – 1) система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности; 2) совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной (активной) системы; 3) совокупность процедур принятия управленческих решений центром.

Механизм внутренних цен (internal prices’ mechanism) – процедура планирования, ставящая в соответствие сообщениям агентов общую для всех них цену за ресурс и планы, назначаемые каждому из них центром.

Механизм комплексного оценивания – процедура агрегирования комплекса частных показателей с целью получения более общих показателей.

Механизм обмена – 1) процедура перераспределения ресурсов; 2) процедура планирования, ставящая в соответствие сообщениям агентов о своих типах количества ресурсов, предлагаемых каждому из них центром для обмена.

Механизм планирования (planning mechanism) – см. процедура планирования.

Механизм распределения ресурса (resource allocation mechanism) – процедура планирования, ставящая в соответствие сообщениям агентов количество ресурса, выделяемого каждому из них центром.

Механизм смешанного финансирования (mechanism of multiple sources financing) – механизм планирования, в котором центр определяет условия финансирования проекта из нескольких источников.

Механизм согласия (agreement mechanism) – неманипулируемый механизм планирования, в котором планы назначаются на основании относительных предпочтений, сообщаемых агентами.

Механизм стимулирования (incentive mechanism) – см. функция стимулирования.

Механизм экспертизы (expertise mechanism) – процедура планирования, ставящая сообщениям экспертов (агентов) в соответствие результат экспертизы.

Минимальные затраты центра на управление по реализации заданного действия – минимальное значение функционала затрат центра на множестве управлений, побуждающих агента выбрать заданное действие.

Многоканальный механизм (multi-channel mechanism) – механизм, в котором решения принимаются центром на основании результатов параллельной обработки информации несколькими каналами (экспертами, ЭВМ и т.д.).

Многоуровневая организационная система (multi-level organization) – организационная система, имеющая трех- и более уровневую иерархическую структуру.

Многоэлементная организационная система (multi-agent organization) – организационная система, в которой имеется несколько агентов.

Множества диктаторства (dictatorship sets) – такое разбиение множества допустимых типов агентов, и выделение для каждого элемента этого разбиения множеств агентов, получающих абсолютно оптимальные для себя планы (такие агенты называются диктаторами).

Множество вариантов обмена – множество индивидуально рациональных распределений ресурсов, переход к которым в рамках данной активной системы возможен путем обмена.

Множество реализуемых действий (implementable actions set) – множество действий агентов, являющихся решением их игры при заданном управлении со стороны центра.

Моделирование (simulation) – метод исследования объектов познания на их моделях, построение моделей реально существующих предметов и явлений.

Модель (model) – аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, “заместитель” оригинала в познании и практике.

Модель организационной системы (model of organization) – совокупность: участников организационной системы (ее состав), структуры, целевых функций участников, множеств допустимых действий участников, их информированности и порядка функционирования.

Мотив (motive) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивационное управление (motivational management) – управление целевыми функциями или функциями полезности.

Мотивация (motivation) – процесс побуждения, вызывающий активность и определяющий ее направленность.

Мультипроект (multi-project) – проект, состоящий из нескольких технологически независимых проектов, объединенных общими ресурсами (финансовыми и материальными).

Наука (science) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Неманипулируемое управление (straightforward management) – управление, делающее выгодным для агентов (равновесием их игры) сообщение центру достоверной информации о своих типах (см. также “манипулирование информацией”).

Неопределенность (uncertainty) – (неопределенный – точно не установленный, не вполне отчетливый, уклончивый) – неоднозначность любого происхождения в описании системы, неполная информированность.

Неопределенность вероятностная (probabilistic uncertainty) – информированность заключается в знании распределения вероятности возможных значений неопределенного параметра (состояния природы, типов других агентов и т.д.).

Неопределенность игровая (game uncertainty) – неполная информированность субъекта о действиях других участников организационной системы.

Неопределенность интервальная (interval uncertainty) – информированность заключается в знании множества возможных значений неопределенного параметра (состояния природы, типов других агентов и т.д.).

Неопределенность нечеткая (fuzzy uncertainty) – информированность заключается в знании функции принадлежности возможных значений неопределенного параметра (состояния природы, типов других агентов и т.д.).

Неопределенность объективная (objective uncertainty) – неполная информированность о состоянии природы.

Неопределенность субъективная (subjective uncertainty) – неполная информированность субъекта о типах других участников организационной системы.

Непрямой механизм (indirect mechanism) – механизм планирования, в котором агенты сообщают центру косвенную информацию о своих типах (см. также прямой механизм).

Несущественная кооперативная игракооперативная игра с аддитивной характеристической функцией.

Норма (norm) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок.

Область компромисса (compromise set) – множество эффективных по Парето и равновесных по Нэшу действий центров и агентов.

Обмен – процесс перераспределения ресурсов между участниками активной системы.

Обменная схема – совокупность вариантов обмена.

Обобщенное решение (generalized solution) задачи управления – параметрическое семейство управлений, обладающих заданной гарантированной эффективностью в заданном множестве моделей организационных систем.

Обратная задача управления (reverse management problem) – поиск множества допустимых управлений, переводящих управляемую систему в заданное состояние.

Обстановка игры (для некоторого игрока) – вектор действий всех игроков, кроме данного.

Общее знание (common knowledge) – факт, о котором: (1) известно всем агентам, (2) всем агентам известно (1); (3) всем агентам известно (2) и т.д. до бесконечности.

Общность – единство, наличие неразрывных связей.

Объект (object) – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, такая часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Ограничение совместной деятельности – ограничения на совместный выбор субъектами своих действий (ситуация, когда гипотеза независимого поведения не выполнена).

Ограниченная рациональность (restricted rationality) – принцип принятия решений, в соответствии с которым субъект выбирает рациональные, то есть удовлетворительные с его точки зрения, действия (ср. с “гипотезой рационального поведения”).

Однопиковая функцияфункция, имеющая единственную точку пика, строго убывающая по мере удаления от этой точки.

Окружающая среда (environment) – см. внешняя среда.

Операция (operation) – совокупность действий, мероприятий, направленных на достижение некоторой цели.

Описание (description) – перечисление ряда признаков предмета, которые более или менее исчерпывающе раскрывают его.

Оппоненты (opponents) – все участники организационной системы, кроме данного.

Оптимальное управление (optimal management) – допустимое управление, обладающее максимальной эффективностью.

Оптимальное согласованное планирование (optimal coordinated planning) – решение задачи планирования на множестве согласованных планов.

Организационная система (organization) – объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (механизмов) (иногда употребляется как синоним термина “активная система”).

Организация (organization) – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (механизмов).

Основы – исходные, главные положения.

Открытого управления принцип (fair play principle, revelation principle) – принцип планирования, в соответствии с которым центр назначает планы, максимизирующие его целевую функцию при выполнении условий совершенного согласования.

Отношение (relation) – философская категория, характеризующая взаимозависимость элементов определенной системы.

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Персонифицированное управлениеуправление агентом, в общем случае для каждого агента – свое (см. также “унифицированное управление”)

План (plan) – 1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения; замысел, проект, основные черты; 2) в теоретико-игровых моделях – желательное с точки зрения центра действие или результат деятельности агента.

Планировать (plan) – составлять план развития чего-то.

Побочный платеж (additive payment) – аддитивно входящая с разными знаками в целевые функции центра и агента (или двух агентов) переменная.

Поведение (behavior) – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Подход (approach) – исходный принцип, охватывающий всю совокупность используемых методов; исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение (логический и исторический подходы, содержательный и формальный, качественный и количественный, феноменологический и сущностный, единичный и общий (обобщенный) – поиск общих связей, закономерностей, типологических черт); направление изучения предмета исследования.

Полезность (utility) – условная характеристика, отражающая степень удовлетворенности субъекта результатом деятельности, значение полезности определяется функцией полезности.

Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

Порядок – последовательный ход чего-либо; правила, по которым совершается что-либо, существующее устройство, режим чего-нибудь.

Порядок функционирования – последовательность (порядок) получения информации и принятия решений участниками организационной системы.

Потребность (need) – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой, выступающее источником активности.

Предельная полезность – производная функции полезности.

Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; все, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством; сторона, аспект, точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя наиболее существенные с его точки зрения признаки объекта.

Предметная область – область объектов, универсум рассмотрения (рассуждения), класс (множество) объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.

Предположение (assumption) – положение, которое временно принимается за возможно истинное, пока не будет установлена истина.

Предпочтения (preferences) – совокупность свойств и способностей субъекта по определению ценности, полезности и т.д. альтернатив (действий, результатов деятельности и т.д.), а также – их сравнения.

Принцип (principle) – 1) основное положение какой-либо теории, науки и т.д.; 2) убеждение, взгляд на вещи; 3) основная особенность в устройстве чего-либо.

Принцип адекватностисистема должна быть адекватна по своей сложности, структуре, функциям и т.д. тем условиям, в которых она функционирует, и тем требованиям, которые к ней предъявляются.

Принцип декомпозиции игры агентов – использование центром управлений, при которых существует равновесие в доминантных стратегиях игры агентов. Например, для задачи стимулирования агенту в многоэлементной системе затраты компенсируются только в случае выполнения им плана, независимо от действий других агентов.

Принцип декомпозиции периодов функционирования – использование центром управлений, при которых выбор агентов в текущем периоде не зависит от истории игры. Например, для задачи стимулирования агенту в динамической системе в каждом периоде затраты компенсируются только в случае выполнения им плана в этом периоде, независимо от результатов предыдущих периодов.

Принцип доверия – агент доверяет информации, сообщенной ему центром. Например, в случае информационного управления изменением множества допустимых стратегий центра задача может без потери общности решаться в предположении, что агент полностью доверяет центру и использует при принятии решений в точности ту информацию, которую ему сообщил центр.

Принцип дополнительности – высокая точность описания системы несовместима с ее высокой сложностью.

Принцип достаточной рефлексииглубина рефлексии агента определяется его информированностью.

Принцип компенсации затратоптимальным является решение задачи стимулирования, которое в точности компенсирует затраты агентов.

Принцип монотонности – “не упускать достигнутого”.

Принцип обратной связи – для эффективного управления необходима информация о состоянии управляемой системы.

Принцип равномерности – состояние системы должно оцениваться с учетом состояний всех ее элементов (см. также “максимальный гарантированный результат”). Более частная формулировка – скорость изменений в любой системе ограничена и, в основном, определяется наиболее инерционными ее элементами.

Принцип рациональной централизации – в иерархической системе существует рациональный уровень централизации управления, ресурсов и т.д.

Принцип согласования – управление организационной системой должно максимально согласовывать интересы ее участников.

Принятие решения (decision making) – целевой выбор на множестве альтернатив.

Проблема (problem) – теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить.

Производственная функция – зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным при этом выпуском продукции.

Программа (program) – комплекс операций (мероприятий), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставленной цели.

Прогноз (forecast) – конкретное предсказание, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем.

Программное управление – режим управления динамической организационной системой, при котором решения принимаются сразу на все будущие периоды.

Проект (project) – 1) план, замысел, разработанный план сооружения, устройства, предварительный текст документа; 2) ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Проектная структуралинейная структура, в которой декомпозиция производится по проектам, реализуемым организационной системой.

Простой активный элементагент, функционирующий в условиях такой вероятностной неопределенности, что результат деятельности не превышает действия.

Противозатратный механизм (counter-expensive mechanism) – механизм, побуждающий агентов снижать затраты (себестоимость) и цены.

Процедура планирования (planning procedure) – функция, отображающая множество допустимых сообщений агентов во множество планов.

Процесс (process) – ход какого-либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития и т.д.

Прямая задача управления (direct management problem) – задача нахождения оптимального управления.

Прямой механизм (direct mechanism) – механизм планирования, в котором агенты сообщают центру информацию непосредственно о своих типах.

Путь – направление деятельности, развития чего-то (неопредел.).

Равновесие (equilibrium) – см. решение игры.

Равновесие в доминантных стратегиях (dominant strategies equilibrium) – ситуация игры, в которой каждый игрок выбирает свою доминантную стратегию.

Равновесие максиминное (maximin equilibrium) – ситуация игры, в которой каждый игрок выбирает свою гарантирующую стратегию.

Равновесие Нэша (Nash equilibrium) – ситуация игры, одностороннее отклонение от которой не выгодно ни одному из игроков.

Равновесие Парето (Pareto equilibrium) – такая ситуация игры, что не существует другой ситуации, в которой все игроки получили бы не меньший выигрыш и хотя бы один игрок – строго больший (эффективная ситуация).

Развитие (development) – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Ранг рефлексии – уровень дерева информационной структуры.

Ранговые системы стимулирования (rank-order tournaments) – системы стимулирования, в которых величина вознаграждения агента определяется либо принадлежностью результата его деятельности некоторому наперед заданному множеству – так называемые нормативные ранговые системы стимулирования, либо местом, занимаемым агентом в упорядочении результатов деятельности всех агентов – так называемые соревновательные ранговые системы стимулирования.

Распределение дальновидностей – характеристика, отражающая способ учета будущего (см. также “дальновидность”).

Распределенный контроль (distributed management) – структура организационной системы, в которой один и тот же агент подчинен одновременно нескольким центрам.

Реализуемость соответствия группового выбора (social choice correspondence implementability) – наличие такого непрямого механизма планирования, для которого существует эквивалентный прямой механизм, приводящий для каждого набора типов агентов к тому же исходу, что и соответствие группового выбора.

Режим конкуренции (competition) – ситуация игры центров в системе с распределенным контролем, не принадлежащая области компромисса.

Режим сотрудничества (cooperation) – ситуация игры центров в системе с распределенным контролем, принадлежащая области компромисса.

Результат – конечный итог, завершающий собой что-либо.

Результат деятельности (output) – в теоретико-игровых моделях – переменная, значение которой определяется действиями агентов и состоянием природы.

Рефлексивная игра (reflexive game) – игра, в которой информированность игроков не является общим знанием, а определяется иерархией их представлений (то есть, представлениями о существенных параметрах, представлениями о представлениях друг друга и т.д.).

Рефлексивное управление (reflexive management) – целенаправленное воздействие на информационную структуру.

Рефлексия (reflexion) – отражение, а также исследование познавательного акта.

Рефлексия информационная (informational reflexion) – процесс и результат размышлений агента о том, каковы значения неопределенных параметров, что об этих значениях знают и думают его оппоненты.

Рефлексия стратегическая (strategic reflexion) – процесс и результат размышлений агента о том, какие принципы принятия решений используют его оппоненты в рамках той информированности, которую он им приписывает в результате информационной рефлексии.

Решение (decision) – процесс и результат выбора цели и способа действий.

Решение игры (game solution) – прогнозируемый и устойчивый исход игры (синонимом является термин “равновесие”).

Род – логическая характеристика класса предметов, в состав которого входят другие классы предметов, являющиеся видами этого рода.

Самоаннулирующийся прогнозпрогноз, который становится недостоверным только потому, что был сделан.

Самодвижениеизменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий.

Самоорганизацияпроцесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной системы.

Самоосуществляющийся прогнозпрогноз, который оказывается достоверным только потому, что был сделан.

Саморазвитиесамодвижение, связанное с переходом на более высокую ступень организации.

Сбалансированная игра (balanced game) – игра в форме характеристической функции, имеющая непустое ядро.

Свойство (property) – философская категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним.

Связь – взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и (или) во времени.

Семантика (semantics) – раздел семиотики, изучающий отношения между знаками и тем, что они обозначают.

Семиотика (semiotics) – наука, исследующая знаковые системы.

Сетевая структура (network structure) – структура, в которой потенциально существуют связи между всеми элементами, некоторые из которых актуализируются, порождая из вырожденной структуры линейную или матричную, на время решения стоящей перед системой задачи, а затем разрушаются (возвращаясь к вырожденной структуре) до момента появления новых задач.

Сильное равновесие Нэша (strong Nash equilibrium) – ситуация игры, одностороннее отклонение от которой не выгодно ни одной из коалиций.

Синтез (synthesis) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Система (system) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Система стимулирования (incentive system) – см. функция стимулирования.

Ситуация игры – вектор действий всех игроков (агентов).

Скачкообразная система стимулированиясистема стимулирования, при которой вознаграждение агента отлично от нуля при условии, что его действие или результат деятельности не меньше (или не больше) плана.

Скользящее управление – режим управления динамической организационной системой, при котором решения принимаются дальновидно – с учетом и на несколько будущих периодов.

Смешанная стратегия (mixed strategy) – распределение вероятностей на множестве допустимых действий игрока.

Совершенного согласования условия (perfect coordination conditions) – условия назначения агентам планов, максимизирующих их функции полезности на децентрализующих множествах.

Согласованное управление (coordinated management, incentive compatible management) – управление при котором выполнение плана выгодно агентам (является равновесием их игры).

Содержание – то, что составляет сущность чего-нибудь.

Сознание – высший уровень активности человека как социального существа, заключающейся в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер.

Соответствие группового выбора (social choice correspondence) – отображение множества типов агентов во множество выбираемых ими альтернатив.

Соответствие отбора равновесий (equilibrium selection correspondence) – отображение, ставящее в соответствие множеству равновесий конкретное равновесие.

Соответствующий прямой механизм (corresponding direct mechanism) – прямой механизм планирования, который строится путем подстановки в исходный непрямой механизм зависимости равновесных сообщений агентов от их типов.

Состав (components) – совокупность элементов, образующих какое-нибудь целое.

Состояние природы (state of nature) – параметр, описывающий внешнюю (по отношению к рассматриваемой организационной системе) среду.

Средство – прием, способ действия (иногда и орудие) для достижения чего-нибудь.

Стабильное информационное управление (stable informational management) – такое информационное управление, при котором агент получает тот выигрыш, на который рассчитывал.

Стимулирование (incentive, stimulation) – внешнее воздействие на организм, личность или группу людей, отражаемое в виде психической реакции; побуждение к совершению некоторого действия; воздействие, обуславливающее динамику психических состояний индивида и относящееся к ней как причина к следствию.

Стратегия (strategy) – совокупность (для каждого момента принятия решений) отображений истории игры и информированности игрока во множество его допустимых действий.

Стратегия наказания (penalty strategy) – обстановка игры или управление, минимизирующее значение целевой функции агента.

Структура (structure) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.

Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект; индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Супераддитивная характеристическая функцияхарактеристическая функция, для которой сумма значений характеристической функции любой пары непересекающихся коалиций не превышает значения характеристической функции объединения этих коалиций.

Сущность – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Текущее управление – режим управления динамической организационной системой, при котором решения принимаются недальновидно, то есть только на текущий период.

Теоретический (theoretical) – основанный на теории, являющийся теорией, относящийся к вопросам теории.

Теория (theory) – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории.

Теория активных систем (active systems theory) – раздел теории управления социально-экономическими системами (активными системами, организационными системами), изучающий свойства механизмов их функционирования, обусловленные проявлениями активности участников системы.

Теория графов (graph theory) – раздел прикладной математики, исследующий свойства множеств (в основном, конечных) с заданными отношениями между их элементами.

Теория игр (game theory) – раздел прикладной математики, исследующий модели игрпринятия решений в условиях несовпадения интересов сторон (игроков), когда каждая сторона стремится воздействовать на развитие ситуации в собственных интересах.

Теория иерархических игр (hierarchical games theory) – раздел теории игр, исследующий иерархические игры.

Теория контрактов (theory of contracts) – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий теоретико-игровые взаимодействия между центром и агентами, функционирующими в условиях внешней вероятностной неопределенности.

Теория реализуемости (implementation theory) – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий реализуемость соответствий группового выбора.

Теория управления организационными системами (theory of organization management) – раздел теории управления, исследующий задачи управления организационными системами.

Техника – совокупность навыков, приемов, умений, позволяющая реализовывать технологию.

Технология – совокупность методов, операций, приемов, этапов и т.д., последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленной задачи.

Тип (type) – характеристика агента, однозначно определяющая его предпочтения.

Тип неопределенности (uncertainty type) – объективная неопределенность (внешняя), субъективная неопределенность (внутренняя), игровая неопределенность.

Точка пика (peak) – точка максимума целевой функции или функции полезности.

Унифицированное управление (unified management) – управление, основанное на использовании анонимных механизмов (см. также “персонифицированное управление”).

Управление (control, management) – 1) воздействие на управляемую систему, нацеленное на обеспечение требуемого ее поведения; в теоретико-игровых моделях: 2) действие центра; 3) функционал, ставящий в соответствие действиям или результатам деятельности агентов действие центра.

Управление порядком функционированияуправление организационной системой, заключающееся в установлении порядка ее функционирования.

Управление проектами (project management) – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий эффективные методы, формы и средства управления изменениями (проектами).

Управление составомуправление организационной системой, заключающееся в выборе ее состава.

Управление структуройуправление организационной системой, заключающееся в выборе ее структуры.

Условия (conditions) – то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое).

Устранение неопределенности (uncertainty removal) – процедура перехода от предпочтений, зависящих от неопределенных параметров, к предпочтениям, определенным на множестве параметров, выбираемых субъектом (например, переход от функции полезности к целевой функции).

Фантомный агент (phantom agent) – агент, существующий в сознании реальных и других фантомных агентов.

Форма (form) – вид, тип, устройство, структура, система организации чего-либо, обусловленные определенным содержанием.

Функционирование (functioning) – выполнение своих функций, действовать, быть в действии, работать.

Функция (function) – 1) отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого; 2) роль, которую субъект или социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее групп и индивидов.

Функция полезности (utility function) – действительнозначная функция, заданная на множестве допустимых результатов деятельности и управлений центров и отражающая предпочтения и интересы субъекта (рациональность поведения последнего заключается в стремлении к экстремизации функции полезности).

Функция стимулирования (incentive function) – функция, отображающая множество допустимых действий агентов в размеры вознаграждений, выплачиваемых им центром.

Характеристическая функция (characteristic function) – функция множеств, ставящая в соответствие каждой коалиции ее выигрыш.

Целевая функция (goal function) – действительнозначная функция, заданная на множестве допустимых действий агентов и управлений центров и отражающая предпочтения и интересы субъекта (рациональность поведения последнего заключается в стремлении к экстремизации целевой функции).

Цель (goal) – осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности.

Центр (principal) – 1) управляющий орган; 2) в теоретико-игровых моделях – игрок, делающий ход первым (метаигрок, устанавливающий правила игры для других игроков).

Эквивалентный прямой механизм (equivalent direct mechanism) – неманипулируемый соответствующий прямой механизм планирования.

Элемент (element) – составная часть чего-либо.

Эмерджентность (emergence) – свойство систем, состоящее в том, что свойства целого не сводятся к совокупности свойств частей, из которых оно состоит, и не выводится из них.

Эффективность управления (management efficiency) – гарантированное значение целевой функции центра на множестве решений игры агентов.

Явление – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешней формы его существования.

Ядро (core) – концепция решения кооперативной игры: множество таких дележей, что любая коалиция не может дать своим участникам выигрыш больший, чем они в сумме получают в дележе из ядра.